Откуда-то журналист должен получать информацию для своих новостей. Кроме тех случаев, когда вы, как журналист, сами становитесь свидетелем происходящих событий, вы опираетесь на источники информации.

Посмотрите видео, в котором Бектур Искендер и Ринат Тухватшин рассказывают об источниках:

Видео: Источники информации

Основные типы источников:

  • Собственные наблюдения журналиста;
  • Непосредственные участники событий;
  • Эксперты по тематике освещаемого события;
  • Документальные данные, касающиеся события.

Наличие источников в материале даёт ему достоверность и человеческое лицо — особенно учитывая то, что своё мнение вы писать в новостях не можете.

При этом, вы не можете опираться исключительно на один источник — журналист должен до последнего оставаться скептиком по отношению к любой информации, которую получает.

Даже новость о событии, в котором нет явного конфликта, должна быть построена на разнообразии источников — это, во-первых, облегчает самому журналисту понимание того, что произошло, а, во-вторых, даёт читателю больше доказательств и больше разнообразных мнений.

Разнообразие источников также обеспечивает материалу баланс, о котором мы говорили в первой части.

Баланс должен соблюдаться не только в том, что мы даём мнения исключительно двух противоборствующих сторон — баланс также достигается засчёт экспертов, которые могут своим относительно беспристрастным анализом дать «вид сверху».

Эксперты тоже могут (порой невольно) занимать позицию одной из сторон — поэтому рекомендуется вносить разнообразие даже среди экспертов, чтобы их было в материале несколько.

Что касается методов сбора информации из ваших источников, то разнообразие их велико, особенно с учетом роста технических приспособлений для этого.

Основные способы сбора информации:

  • Интервью — разговор (или переписка) с вашим источников информации, в котором вы задаёте вопросы, а вам отвечают (подробнее о технике ведения интервью мы поговорим в одной из следующих частей этого модуля);
  • Официальные документы — законы, статистические данные, результаты социологических исследований, пресс-релизы: во всём этом приходится, порой, покопаться часами, но найти то, чего не нашли другие;
  • Интернет-инструменты — поисковые системы, социальные медиа, официальные веб-сайты и «народные» веб-форумы могут стать находкой как по причине того, что информация там появляется часто быстрее, чем где-либо, так и по той причине, что некоторые известные люди всё чаще сначала обновляют свой «Твиттер», а уже потом делают официальные заявления (подробнее о способах сбора информации через Интернет мы расскажем в отдельном модуле);
  • Пресс-конференции — ваш источник информации собирает журналистов и делает перед ними заявление;
  • Работа с базами данных и справочниками — для точности;
  • Официальные запросы в госорганы или организации — во многих странах (включая Кыргызстан) госорганы обязаны отвечать на запросы журналистов (подробнее о законодательной составляющей журналистики мы расскажем в отдельном модуле).